Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/users/s/safali/domains/ca.uz/wp-settings.php on line 18

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::start_lvl() should be compatible with Walker::start_lvl(&$output) in /home/users/s/safali/domains/ca.uz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::end_lvl() should be compatible with Walker::end_lvl(&$output) in /home/users/s/safali/domains/ca.uz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::start_el() should be compatible with Walker::start_el(&$output) in /home/users/s/safali/domains/ca.uz/wp-includes/comment-template.php on line 0

Strict Standards: Declaration of Walker_Comment::end_el() should be compatible with Walker::end_el(&$output) in /home/users/s/safali/domains/ca.uz/wp-includes/comment-template.php on line 0
44% россиян перешли на более дешевые продуктовые марки: Исследование Nielsen « Обо всем

44% россиян перешли на более дешевые продуктовые марки: Исследование Nielsen

44% россиян перешли на более дешевые продуктовые марки: Исследование Nielsen

Согласно данным глобального on-line исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия в России впервые упал ниже средней отметки по миру, составив лишь 75 пунктов. Из группы Бразилия, Россия, Индия, Китай − главной надежды мировой экономики в докризисные годы – в России настроения у потребителей самые пессимистичные, − потому что свежи в памяти события в стране десятилетней давности. Впрочем, и деловитые тоже, − потому что есть опыт «выживания» в сложные времена.

Россияне планируют экономить в первую очередь на том, на что до недавного времени усиленно тратили – развлечениях вне дома, а также покупке одежды, крупной бытовой техники. 44% сообщили, что перешли на более дешевые марки продуктов питания. Каждый третий экономит на телефонной связи. Сбережения впервые вошли в число самых популярных способов распорядиться свободными средствами. Но уже каждый четвертый предвкушает возвращение к прежним потребительским привычкам после улучшения ситуации.

Пессимизм россиян не имеет прецедентов

«Предыдущая волна глобального on-line исследования Nielsen (22 сентября –6 октября 2008 г. – Прим. ред.), которая прошла в разгар финансового кризиса в странах со зрелой экономикой, зафиксировала в России лишь незначительное – на два пункта по сравнению с маем 2008 г. – снижение Индекса потребительского доверия, − говорит Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». Спустя всего лишь полгода разница в настроениях потребитей и в восприятии ими масштабов рецесии − колоссальная. От зашкаливающего оптимизма потребителей качнуло в другую крайность. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 г. сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной (!) из стран за последние две волны исследования».

Глобальный Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год на основе данных on-line опроса потребителей, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавней волны (19 марта – 2 апреля 2009 года) этого глобального on-line исследования были опрошены свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию.

В рамках исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’, инициированного Nielsen для мониторинга тенденций на потребительском рынке России в условиях непрерывных изменений в экономике, были проведены промежуточные замеры Индекса потребительского доверия в России − в ноябре 2008 г., феврале 2009 г. В данном материале результаты этих замеров локального Индекса включены в общий тренд за период 1 полугодие 2005 г. – 1 полугодие 2009 г. (см. Рис. 1)

Рис. 1 Динамика Индекса потребительского доверия в России. 1 полугодие 2005 – 1 полугодие 2009 года.

Негативные изменения в экономике так или иначе коснулись каждого потребителя. По данным исследования, сегодня 92% россиян, считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в следующие 12 месяцев. Интересно, что доля оптимистично настроенных «реалистов» изменилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2008 года незначительно. Тогда такого же мнения придерживались 31% из тех, кто считал, что в стране экономический спад.

Основная угроза – потеря работы

«Если еще полгода назад значительное количество потребителей волновались о сохранении гармоничного баланса между работой и личной жизнью, то теперь более насущие проблемы − возможность сохранить работу, а следовательно и стабильный доход, отодвинули беспокойство по поводу того, что «мы слишком много работаем и слишком мало отдыхаем», на второй план», − говорит Д. Уотсон.

Основная угроза благополучию потребителя − потеря работы. Это главный источник беспокойства для 23% опрошенных в России. А ухудшение положения многих компаний, как B2B, так B2С сектора, и продолжающиеся сокращения делают поиск новой работы весьма затруднительным. 84% считают, что перспективы на рынке трудоустройства у них сегодня плохие или не слишком хорошие. Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше − 44% опрошенных.

Рецессия заставила наших соотечественников произвести переоценку собственных «активов» и пересмотреть свое покупательское поведение. В октябре 2008 г. 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% − что, просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финасовое состояние как плохое или не слишком хорошее.

В таких условиях не удивительно, что ближайшие ближайшие 12 месяцев оценивают как хорошее время для покупок того, что нужно или хочется иметь, лишь 27% опрошенных.

Негативный тренд продолжается

Результаты нынешнего исследования Nielsen продолжают тренд, выявленный в ходе трекингового исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’, который стартовал в ноябре 2008 года.

Важно отметить, что самое значительное падение Индекса потребительского доверия в России произошло в ноябре 2008 г. Тогда Индекс рухнул на 16 пунктов: резко снизилась оценка потребителями состояния личных финансов и своих перспектив на рынке труда. А в феврале 2009 г. заметно снизилась готовность потребителей тратить.

«Изменения ключевых показателей потребительского климата в марте 2009 г. свидетельствуют о том, что негативный тренд продолжается, и все больше потребителей включают режим экономии. Однако, период резкого спада, возможно, позади, а впереди – плато стагнации, после которого должно произойти улучшение ситуации на потребительском рынке», − говорит Д. Уотсон.

Как показали результаты мартовского исследования Nielsen, среди самых распространенных стратегий экономии в России − снижение расходов на развлечения вне дома, а также покупку одежды, крупных бытовых предметов и техники. От этих статей многие потребители уже отказывались или стали тратить меньше на них еще в октябре 2008 г., и количество респондентов, которые экономят на них изменилось не столь значительно. Исключение составляет одежда: в октябре 42% заявляли, то стали тратить/покупать меньше одежды. По данным на март 2009, их оказалось уже 65%.

«Но интереснее всего то, что происходит со статьями, экономить на которых полгода назад большинству потребителей казалось неуместным, а, следовательно, отказ от которых является предвестником значимых изменений на рынке», − говорит Д. Уотсон.

44% россиян экономят на продуктах

По данным исследования Nielsen, сегодня 44% опрошенных россиян сообщают, что перешли на покупку более дешевых продуктов питания, что в два раза больше, чем в октябре 2008 года (20%). Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад. Зато лучших условий по кредитам, страховому и банковскому обслуживанию сегодня ищут не больше 10% респондентов, в октябре этими вопросами были озабочены 24% опрошенных. Доля тех, кто экономит на ресторанах и развлечениях вне дома, увеличилась с 56% в октябре 2008 г. до 65% в марте 2009 г.

Семь процентов участников on-line исследования сообщили, что у них не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплаты коммунальных услуг, что ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в России.

Те, у кого остаются средства после основных расходов на проживание, по-прежнему предпочитают тратить на одежду, обустройство дома и технику. Только теперь тех, кто может себе это позволить, стало существенно меньше. Самый значительный отток потребителей произошел с октября 2008 года по таким статьям расходов, как отпуск/праздники, одежда, технологические новинки.

Россияне учатся прагматизму

Наиболее заметные изменения произошли в списке самых популярных способов реализации свободных денег. Впервые в числе лидеров – сбережения. Хотя общее количество тех, кто таким образом находил применение свободным средствам, практически не изменилось (44% - в октябре 2008 г. и 43% в марте 2009 г.), – эта статья поднялась с шестого до третьего места в списке, поскольку произошел серьезный отток потребителей из других статей расходования свободных средств.

«В благополучные годы, когда на рынке труда спрос доминировал над предложением, зарплаты росли, и предлагались сравнительно низкие кредитные ставки, россияне с удовольствием тратили на то, что им было нужно или хотелось. Сегодня, похоже, что одна из характерных особенностей поведения российских потребителей «здесь и сейчас» уходит в прошлое. На смену приходит европейский прагматизм и трезвая оценка своих финансовых возможностей. Надолго ли?» − комментирует тенденции на российском потребительском рынке Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований компании «Nielsen Россия».

О Nielsen

The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и on-line-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.